Дао-Лекция №1: Дао

Что такое Дао? Китайское слово Дао (道) буквально значит "путь" или "дорога". В более глубоком, духовном смысле, Дао значит "Закон природы" -- не один конкретный закон, например закон тяготения, а вся система закономерного устройства мироздания.

В дальневосточной духовной традиции Дао является коренным до-буддийским понятием; когда Буддизм пришел в Китай из Индии, буддийские понятия "просветление" и "дхарма" переводились словом "Дао". Поэтому, можно сказать, что постижение Дао синонимично просветлению.

Однако, трудность постижения Дао заключается в том, что Дао невозможно увидеть обычными глазами и понять обычным умом.

Обычный ум основан на информации поступающией из пяти органов чувств. Все воспринимаемое чувствами обрабатывается мозгом, который строит внутреннюю модель происходящего. Но так как органы чувств несовершенны (их чувствительность ограничена как по амплитуде так и по частоте, например, мы не слышим ультразвук и не видим магнитное поле), то модель реальности создаваемая мозгом получается очень неполной.

Если представить реальность в виде айсберга, только 5% окажется над водой. Это та часть, которая доступна обычному уму через обычные органы чувств. 95% айсберга окажется скрыта под водой. Это скрытые отношения между вещами и событиями, не доступные обычному восприятию.

Но как выйти за границы пяти процентов имея ограниченые органы чувств?

1) Нужно понять что такое феномены, как они отличаются от реальности, и научиться "видеть" реальность сквозь феномены.

Отношение феноменов и реальности можно объяснить на примере простейшей аналогии с Луной. В течение месяца Луна выглядит по разному -- как тонкий серпик, как "улыбка Будды", как половинка, и как полная Луна. Однако, настоящая природа Луны -- шарообразная. Мы говорим, что Луна которую мы видим -- это феномен, а настоящая планета Луна, спутник Земли -- это реальность.

2) Нужно повышать чувствительность мозга к тонким взаимодействиям.

  • Пробуждая тело с помощью специальных упражнений.
  • Тренируя способность чувствовать энергию.
  • Развивая самосозерцание с помощью медитации.

Обычный аналитический ум основан на принципе дифференциации, т.е. разделения. Все воспринимаемое чувствами разделяется на отдельные объекты, которые потом оцениваются как "хорошие" и "плохие". Этот процесс приводит к разделению единого Дао на "я" и "мир". Отсюда и появляется конфликт.

Чтобы постичь Дао, нужно научится "видеть" реальность скрывающуюся за моделью основаной на разделении. Дао -- это единственность. Что такое единственность? Это значит, если мы начнем считать все что есть во вселенной, не разделяя его на отдельные вещи, мы досчитаем только до одного. Дао, одна штука. Однако, если есть счет, значит есть тот кто считает. Дао и воспринимающий его субъект -- получается два. Если есть два, это уже не настоящая единственность. Значит, внешнее, отдельное от нас, или как говорят философы "объективное" Дао не есть настоящее Дао. Настоящее Дао включает в себя все -- в том числе и воспринимающий "субъект". Таким образом, единственность Дао идет глубже чем привычное деление на "я" и "мир". Мы даже не считаем до одного. Нет ни того кто считает, ни того, что он считает. Мы называем это "пустота". Это и есть настоящая единственность, когда мы совсем ничего не выделяем.

Таким образом, наша цель -- выйти за пределы ограничений пяти органов чувств и обычного аналитического ума, и достичь единства с Дао. У Буддистов это называется "просветление", а мы называем это "завершенность", в том смысле, что мы полностью реализуем свой потенциал и становимся доделаными до конца, целостными, полными, завершенными.

В практическом плане, достижение единства с Дао означает полную зрелость характера. Человек становится как-бы гением или вундеркиндом в плане характера. Он больше не цепляется за мелочи и не раздражается из-за проблем. Можно сказать, он становится полностью счастливым.

Однако, к просветлению нельзя относиться как к наркотику -- принял и все твои проблемы решились, а как там остальные мучаются тебя не волнует. Единство с Дао включает в себя единство со всеми людьми. Поэтому настоящее просветление -- всегда должно быть полезным для людей, для общества. Просветленный не сторонится участвовать в жизни общества, с его проблемами.

В любом случае, проблемы это феномены создаваемые нашим умом. Обычный человек автоматически считает себя жертвой обстоятельств, а просветленный умеет считать себя хозяином своей жизни. Если мы относимся к жизни как хозяин, то меняя свои феномены, мы можем менять свою реальность, потому что реальность -- это всегда отражение нашего внутреннего состояния. Просветленный умеет видеть проблемы не как проблемы, а как инструменты, с помощью которых он преподает людям Закон (=Дао).

Продолжение следует...

comments powered by Disqus