Дисциплина-1

Изучение Буддизма начинается с терминологии, с самых базовых понятий, на которых потом строится все остальное, а в плане практической подготовки -- с простейшей само-дисциплины.

Ранее мы рассмотрели Три Клеши и Шесть Миров. Три Клеши это три основных помутнения рассудка, условно говоря драйв или желание, неприятие или негатив, и ступор или тупняк. Сознание помутненное различными комбинациями этих трех клеш проецирует один из Шести Миров: Ад, Мир Претов или Голодных Духов, Мир Животных или Скота, Человеческий Мир, Мир Асуров или Ревнивых Полубогов, и Мир Богов или Рай.

С точки зрения помутненного сознания, "внешний" мир является полностью объективным. Красота, уродство, легкость, трудность, и др. качества, проецируемые сознанием, приписываются миру. С точки зрения непросветленного сознания, не клеши создают несовершенный мир, а несовершенный мир вызывает негативные эмоции. Таким образом, с точки зрения живого существа, его действия являются естественной и даже адекватной реакцией на возникающие ситуации. Однако, с точки зрения Буддизма, помутненное сознание неспособно действовать адекватно, и принимая собственную проекцию за реальность, борется как-бы само с собой. Действуя в рамках проецируемой им же самим картины мира, сознание только поддерживает им же созданную иллюзию. Неадекватно решая одни проблемы, существо постоянно создает новые, переходя из одного мира в другой.

Эта циклическая само-поддерживающая активность помутненного сознания известна в Буддизме под названием "Колесо Сансары". Выход из Сансары требует развития способности противостоять помутняющему действию клеш. На первом этапе, пока существо все еще верит в объективность создаваемого сознанием "внешнего мира", сопротивление клешам принимает форму само-дисциплины или добродетели, на Санскрите "Шила" или "Сила".

Культивация Силы начинается с принятия четырех тренировочных правил, соблюдение которых развивает способность сопротивляться помутняющему действию клеш. Вот эти четыре правила:

  1. Стараться воздерживаться от действий мотивированых желанием убить, навредить, причинить боль, или отомстить живому существу.
  2. Стараться воздерживаться от действий мотивированых страстным желанием получить в собственность какую-либо вещь.
  3. Стараться воздерживаться от действий мотивированых страстным желанием получить физическое удовольствие.
  4. Стараться избегать омраченных состояний сознания, в частности алкогольного и наркотического опьянения.
comments powered by Disqus