Три Характеристики Существования

До Будды среди индусов ходило много легенд про йогов, с помощью медитации достигших виденья Абсолютной Реальности. Согласно традиционному описанию, Абсолютная Реальность выглядела так:

  • Вечность (Сат) -- йог доподлинно видел, что он -- это и есть весь этот мир, и, следовательно, он вечен, всегда был и всегда будет.
  • Сознание (Чит) -- йог осознавал, что вся вселенная это одно одушевленное существо, и что душа отдельного человека ("атман") это выражение души всего мира ("брахмана").
  • Блаженство (Ананда) -- поняв все это и воссоединившись с душой мира, йог обретал состояние вечного блаженства.

Когда Будда, после многочисленных тренировок сознания и продолжительных занятий медитацией, наконец, достиг искомого состояния, он пришел к выводу, что от Сат-Чит-Ананды больше вреда чем пользы. Теперь, когда он Про-буд-ился к Реальности, он понял, что искал ее совсем не там, где следует -- а все потому, что традиционное описание совершенно неверно ставило акценты. Человек ошибочно понявший Сат-Чит-Ананду, рисковал потратить годы на поиски состояния вечного блаженства и сверхчеловеческого супер-сознания. Из сострадания к будущим поколениям искателей, Будда решил сформулировать свою версию Сат-Чит-Ананды, которую он назвал "Три Характеристики Существования". Вот эти три характеристики:

  • Непостоянство (Аничча) -- Будда доподлинно понял, что хотя вселенная и вечна (Сат), она состоит из частей, постоянно двигающихся, соединяющихся и распадающихся -- а, значит, любая составная конструкция (например, человеческое тело) и любая ситуация рано или поздно обречена распасться.
  • Неодушевленность (Анатта) -- Будда понял, что, время от времени, в разных местах вселенной неизбежно возникают островки сознания (Чит), и что эти островки сознания, как и все остальное во вселенной, связаны в одно целое цепочками причин и следствий. Вместе с тем, он понял, что сознание возникает только при определенных обстоятельствах, и неизбежно исчезает, когда эти обстоятельства распадаются -- в частности, человеческое сознание исчезает, когда разрушается тело.
  • Страдание (Дукха) -- и хотя, с помощью тренировок и медитации, Будда научился контролировать сознание до такой степени, что мог по собственной воле входить в состояние блаженства (Ананда), он понял, что из-за Непостоянства и Неодушевленности, состояние блаженства не может продолжаться вечно, и что, рано или поздно, блаженство будет нарушено каким-нибудь происшествием приводящим к страданию. Будда понял, что таким образом, в разных местах вселенной время от времени обязательно возникает страдание.

Вместе с тем, рассуждал Будда, так как страдание тоже зависит от определенной конфигурации факторов, с распадом этой конфигурации прекратится и страдание. Поэтому, если найти способ разрушить эту конфигурацию, страдание можно намеренно прекратить...

comments powered by Disqus